Меню
» » 2018 » Май » 4

Татарстан в период Великой Отечественной войны - Наука и культура


Наука и культура

Делу разгрома врага была подчинена также деятельность представителей научной и творческой интеллигенции. В Татарстане поставленные перед наукой новые задачи решались в тесном взаимодействии местных ученых с лучшими научными кадрами страны, представлявшими Академию наук СССР. Решение о переводе академических учреждений было принято 16 июля 1941 г. За короткий срок в Казань были переведены ведущие институты системы Академии наук СССР: органической химии, неорганической химии, коллоидной химии, физических проблем, горючих ископаемых, физический, радиевый, энергетический институты, физиологический институт им. И.П. Павлова и др.

Всего в городе было размещено 33 научных учреждения и 1884 научных сотрудника, в том числе 39 академиков и 44 члена-корреспондента Академии наук СССР. Среди ученых – известные всей стране А.Е. Порай-Кошиц, Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, Г.М. Кржижановский, С.И. Вавилов, А.Ф. Иоффе, А.Н. Несмеянов, С.М. Обнорский, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, Н.Д. Зелинский и др. С августа 1941 г. вплоть до его перевода в Свердловск в мае 1942 г. в Казани размещался также Президиум Академии наук СССР.

Тематика научных исследований определялась условиями военного времени и необходимостью решения оборонных задач. Для координации и планомерного осуществления всех видов работ осенью 1941 г. была создана специальная Научно-техническая Комиссия (НТК) во главе с академиком О.Ю. Шмидтом. Под руководством Комиссии эвакуированные научно-исследовательские учреждения в период пребывания в Татарстане осуществили ряд важнейших разработок, имевших стратегическое значение.

В лабораториях Физического института АН СССР (ФИАНа) теоретические изыскания академиков Л.И. Мандельштама, Н.Д. Папалекси, В.А. Фока и др. нашли применение при создании всевозможных радиотехнических приборов. Научные сотрудники работали над повышением методов борьбы с радиопомехами, совершенствованием системы радиопеленгаторов, помогавших определять расположение основных позиций артиллерии противника и т.д.

Большую работу проделала Акустическая лаборатория этого института во главе с Н.Н. Андреевым. Ученые изучали акустические тралы – мощные источники звука в воде, способные вызывать взрывы акустических мин на расстоянии, безопасном для тральщиков. Кроме того, здесь была разработана и подготовлена аппаратура для дистанционного подрыва мин.

Оборонные проблемы стали основными в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ). Исследования выдающегося физика, академика А.Ф. Иоффе содействовали успешному выполнению многих государственных заданий. В частности, его достижения в области физики металлов использовались партизанскими отрядами. Чтобы обеспечить партизанские рации электроэнергией, по его предложению были сконструированы котелки с дном из термоэлементов.

Важные проблемы разрабатывались в лаборатории динамики материалов, которой руководил В.П. Куприенко. После приезда в Казань в январе 1942 г. профессора И.В. Курчатова руководство лабораторией было передано ему. И.В. Курчатов со своими единомышленниками Л.И. Русиновым и Л.М. Шестопаловым предложили и внедрили в производство принципиально новую броню для самолетов, основанную на изменении конструкции защитного слоя металла. В Казани же И.В. Курчатов продолжил начатые еще до войны опыты по исследованию цепных ядерных реакций на быстрых нейтронах. Именно они положили начало созданию отечественной атомной промышленности. Решение правительства о постановке работ по урановой проблеме нашло свое организационное отражение в приказе по казанской группе ЛФТИ от 14 августа 1943 г., когда была образована специальная лаборатория № 2 Академии наук СССР. Позднее лаборатория была преобразована в Институт атомной энергии, носящей имя И.В. Курчатова.

Значительные работы проводились также в Институте машиноведения (ИМАШ). На базе этого научно-исследовательского учреждения была создана Комиссия помощи фронту, председателем которой стал академик Е.А. Чудаков. Соответственно, основными проблемами, над которыми трудились его научные сотрудники, были в первую очередь те, что были связаны с совершенствованием военной техники. Они предусматривали внедрение новой технологии производства деталей самолетов, разработку улучшенных сплавов для моторостроения и т.п. Эти вопросы решали Е.А. Чудаков, А.К. Дьячков, П.Е. Дьяченко, А.А. Бочвар. Не следует забывать также и того, что новейшие системы оружия разрабатывали уже упоминавшиеся ранее, видные ученые-конструкторы А.Н. Туполев, С.П. Королев, С.А. Чаплыгин, В.М. Петляков, В.П. Глушко и др.

С большой интенсивностью в годы Великой Отечественной войны трудились и казанские ученые. Их деятельность в значительной степени была направлена на решение местных производственных задач: более целесообразное использование природных ресурсов края, получение новых материалов и продуктов, необходимых фронту и тылу и т.д. Так, исследования известного химика, профессора Б.А. Арбузова позволили улучшить качество и морозостойкость каучука, что имело огромное значение для обеспечения бесперебойной работы военного транспорта в зимнее время. Профессора Г.Х. Камай и М.И. Беляева занимались совершенствованием технологии получения новых видов крайне нужного в военной медицине шовного хирургического материала – кетгута. Академик А.Е. Арбузов, разрабатывая проблемы фосфороорганических соединений, получал вещества, игравшие важную роль в производстве оптических приборов для орудийных систем, а также в создании новых видов лекарств.

Выдающимся событием в мировой науке стало открытие казанским физиком Е.К. Завойским в мае 1944 г. явления электронного парамагнитного резонанса. За открытие, имевшее мировое значение, ученый был избран действительным членом АН СССР, ему была присуждена Ленинская премия. В физике парамагнитный резонанс, став мощным методом научных исследований, положил начало новому направлению – магнитной радиоспектроскопии.

Большую работу проводили местные биологи. Профессор М.В. Марков к лету 1942 г. закончил разработку темы о дикорастущих лекарственных растениях нашего края. Составление иллюстративного справочника, призванного облегчить организацию сбора жизненно важных в военное время трав и цветов, позволило привлечь к этой работе учащихся школ, студентов, домохозяек. Профессор Н.А. Ливанов совместно с работниками комиссии Академии наук по изысканию пищевых ресурсов предложил технологию производства пищевых белков и витаминов из моллюсков, вылавливаемых в реках республики, что являлось большим подспорьем в условиях продовольственного дефицита.

Важное народнохозяйственное значение имели научные изыскания геологов республики. Горячим поборником интенсивного освоения минерально-сырьевой базы Татарстана был профессор Л.М. Миропольский. Он первым предпринял попытку выявить возможность производства новых строительных материалов. В частности, с его подачи началось более широкое применение гипса как в строительстве, так и в сельском хозяйстве для производства минеральных удобрений. Доцент Е.И. Тихвинская, защитившая в военные годы докторскую диссертацию, занималась изучением проблем нефтеносности недр нашего края.

Эффективные методы лечения раненых были предложены профессорами В.А. Гусыниным, Ф.Г. Мухамедьяровым, А.Г. Терегуловым. Настоящим открытием в медицине стал открытый выдающимся казанским хирургом А.В. Вишневским метод местного обезболивания и новокаинового блока.

Многие производственные задачи в Татарстане решались благодаря коллективной работе ученых казанских и академических учреждений. Новой формой организации такого сотрудничества в военный период стали региональные комиссии, позволявшие комплексно и глубоко решать любые проблемы. В июне 1942 г. по примеру других регионов в Казани была образована Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны. Возглавил Комиссию вице-президент АН СССР Е.А. Чудаков.

В военный период продолжались научные исследования и ученых гуманитарного профиля. Правда, задачи, поставленные перед ними, отличались от тех, что выполняли научные сотрудники естественно-биологических и технических наук. Если последние находили непосредственное применение в оборонной промышленности и народном хозяйстве страны, то историки и филологи были задействованы на идеологическом фронте. В числе представителей гуманитарных наук, работавших в Татарстане, следует отметить Н.И. Воробьева, А.Н. Вознесенского, М.Х. Гайнуллина, Х.Г. Гимади, Л.З. Заляя, М.А. Фазлуллина, Н.Ф. Калинина, В.Н. Хангильдина и др.

Таким образом, исследования ученых, научная мысль в Татарстане в годы Великой Отечественной войны работали, прежде всего, на оборону. Технические специалисты осуществляли руководство производственными процессами. Обществоведы поднимали моральный дух советских людей, ориентировали на Победу. Признанием вклада научной общественности в дело защиты Родины стало создание Казанского филиала Академии наук СССР в республике. Решение об этом было принято правительством 13 апреля 1945 г.

Коренной перестройке в годы войны подверглась и работа образовательных учреждений республики. В школах в связи с нехваткой помещений дети учились в основном в три смены, не было в достаточном количестве школьных принадлежностей: учебников, тетрадей, карандашей. Из-за материальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви усилился отсев учащихся, в некоторых школах он достигал 40%. Сложное положение сложилось с педагогическими кадрами. В 1941-1942 гг. из 8444 учителей республики, занятых в 5-10 классах, только 1517 учителей имели высшее образование, а 352 – даже не закончили среднюю школу. Тем не менее все усилия педагогов были направлены на выполнение закона о всеобуче. Школьникам по мере возможностей оказывалась социальная помощь. Ученики старших классов своими силами ремонтировали школьное оборудование, выезжали на дровозаготовки и т.п.

Изменения коснулись и учебных программ. В них основной акцент был сделан на усиление патриотической составляющей в деятельности школы. Для стимулирования учащихся были введены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотая и серебряная медали за успехи в учебе.

В высших учебных заведениях республики более заметна стала ориентированность обучения на практические нужды, особенно при подготовке будущих врачей, химиков, геологов. Для восполнения кадров специалистов в начале войны были введены планы с сокращенными сроками учебы, но эта мера не оправдала себя, и уже с 1942/1943 гг. ВУЗы вернулись к довоенным учебным планам. Всего за военный период высшая школа Татарстана подготовила и выпустила свыше шести тысяч специалистов. Появились новые институты, новые факультеты: в 1944 г. в составе историко-филологического факультета КГУ было открыто специальное отделение татарского языка и литературы, в 1945 г. – основана Казанская консерватория, восстановлен Казанский институт инженеров гражданского строительства.

Большое место в жизни учащихся и студентов занимала общественная нагрузка. Молодые люди оказывали посильную помощь колхозникам на полях, шефствовали над ранеными в госпиталях, организовывали лекции и концерты, собирали лекарственные травы, проводили субботники и воскресники.

В политической мобилизации на отпор фашизму важное значение имела деятельность работников творческих профессий. Для национальной интеллигенции приоритетными являлись темы героизма советских людей на фронтах войны и их самоотверженный труд в тылу. Многие татарские писатели с оружием в руках отстаивали независимость Родины. 25 человек из 53 членов Союза писателей Татарстана уже в первый военный год ушли на фронт: Муса Джалиль, Фатых Карим, Абдулла Алиш, Адель Кутуй, Сибгат Хаким, Наби Даули и др. Большая группа татарских писателей – около 15 человек – в 1942-1943 гг. были командированы в редакции татарских фронтовых газет. Литсотрудниками в них являлись Мирсай Амир, Шараф Мударрис, Шайхи Маннур, Афзал Шамов, Риза Ишмурат, Мухаммет Садри.

Не все они смогли вернуться. Свои жизни за свободу Отечества отдали 30 писателей республики. В жестоких схватках с врагом погибли писатели М.Аблеев, А.Аитов, А.Алиш, М.Ахметгалиев, К.Басыров, Н.Баян, М.Вадут, Ш.Гарай, М.Гаязов, Р.Ильяс, Х.Кавеев, А.Камал, Ф.Карим, А.Кутуй, В.Мифтахов, Х.Музай, М.Мустафин, Г.Нигмати, Х.Рахман, Р.Саттар, Д.Фатхи и др.

Символом татарской поэзии военных лет по праву является имя Мусы Джалиля. Летом 1942 г., во время попытки вырваться из окружения в районе станции Мясной Бор М. Залилов (Джалиль) – в то время корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта – был ранен и попал в плен к фашистам. Находясь в концентрационном лагере, он продолжил борьбу в составе подпольной организации; однако выданный провокатором, оказался в заточении. Будучи приговорен к смертной казне, поэт в камере следственного изолятора создал цикл стихов «Моабитская тетрадь» глубоко патриотического содержания. В 1956 г. М. Джалилю было присвоено имя Героя Советского Союза, а через год – за литературное творчество – ему, первому среди поэтов, была присуждена Ленинская премия.

Активную идеологическую работу среди населения проводили оставшиеся в тылу писатели: устраивали литературно-художественные вечера, выступали в печати, по радио. Не оставляли они и собственно литературного труда, создавая произведения патриотической направленности. За годы войны Татарское книжное издательство выпустило 220 книг писателей и поэтов общим тиражом свыше 1,5 млн. экземпляров.

В татарской прозе военных лет преобладали малые формы: очерки, рассказы. Значительное развитие получил жанр боевой публицистики. Наибольшей известностью пользовались рассказы «Артиллерист Сулейман» К.Наджми, «Сержант Хайруллин» Г.Баширова, «Ночная встреча» Г.Насретдинова, «В зимнюю ночь», «Их было трое» И.Гази, «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А.Абсалямова, «В бурную ночь» А.Шамова, «Марат» Ш.Камала; повести «Записки разведчика», «В весеннюю ночь» Ф.Карима, «Приключения Рустема» А.Кутуя.

Более 20 поэмами и сотнями стихотворений был представлен поэтический жанр. В военный период были написаны такие произведения, как «Сын Волги», «Снайпер», «Гармонь с колокольчиками», «Жена партизана» Ф.Карима, «Артиллерист Вагап» Ш.Мударриса, «Хаят апа», «Фарида» К.Наджми, «Русская девушка» Н.Арсланова, «Песнь о храбром танкисте Петре Новикове» А.Исхака и др.

В области драматургии также был создан ряд новых пьес, самой популярной из которых была работа М.Амира «Минникамал», посвящённая труду колхозников в военное лихолетье.

Успешно работали над новыми произведениями и писатели русской секции Союза писателей Татарстана – М.Елизарова, Б.Зернит, И.Субботин, Е.Верейская.

В то время как большая часть татарских писателей была направлена на фронты, в Татарстан прибыли большие группы эвакуированных русских и зарубежных писателей. Центральные власти менее всего были озабочены сохранением лучших сил татарской национальной интеллигенции. Приехавшие были сосредоточены в основном в городах Казани и Чистополе. В Казани обосновались А.А. Фадеев, М.И. Алигер, В.М. Бахметьев, в Чистополе - М.В. Исаковский, К.А. Тренев, Л.М. Леонов, К.А. Федин. Вместе с известными советскими литераторами в республике жили и трудились писатели-антифашисты Жан Ришар Блок из Франции, Джиованни Джерманетто из Италии, Иоганнес Бехер, Вилли Бредель, Клара Блюм из Германии, Сесар Арконада из Испании, Леон Пастернак из Польши. Все они впоследствии с теплотой вспоминали о Татарстане. А сюжеты, связанные с их жизнью в республике, прочно вошли в произведения военных лет, навсегда оставшись в летописи советской и мировой литературы.

Интересам достижения победы над врагом была подчинена деятельность работников изобразительного искусства. С первых дней войны художники приступили к организованному выпуску политических и военных плакатов. В них показывался героизм воинов, трудовые подвиги тружеников тыла, разоблачались мифы фашистской идеологии. В Татгосиздате выполнялись плакаты по рисункам казанских мастеров Б.М. Альменова, А.М. Родионова, Н.М. Сокольского, Р.Ф. Сайфуллина, Э.Б. Гельмса.

Кроме типографского плаката, в Казани вручную, в технике трафарета, было изготовлено около 170 номеров «Окон сатиры». Инициаторами их выпуска стали художники И.Е. Бобровицкий, Н.М. Сокольский и поэт Бруно Зернит. «Окна сатиры» выходили по 4 номера ежемесячно, тиражом до 300 экземпляров. Эти плакаты являлись самыми оперативными и общедоступными. Они устанавливались во всех многолюдных местах города и отражали последние события внутренней и международной жизни.

Продолжал ось в военные годы и оттачивание мастерства художников через создание новых полотен. Большинство из них были написаны на военно-патриотические темы. Кисти В.К. Тимофеева принадлежали полотна «Слушают сводку Совинформбюро», «В рабство»; Д.Г. Булата – «Подразделение Героя Советского Союза т. Батыршина в штыковой атаке»; Г.А. Рахманкуловой – «Портрет Саразеевой, матери фронтовиков»; К.Е. Максимова – «Заготовка торфа», «Помогают взрослым», «Эвакуированные в колхозе»; И.А. Новоселова – «Оборона Казани»; Г.П. Каткова – «Всевобуч в Казани». В станковой скульптуре работал известный татарский мастер С.С. Ахун, выполнивший две значительные скульптурные композиции «Лэгьнэт!» («Проклятье!») и «Жину» («Победа»). Б.И. Урманче в годы войны проживал в г. Алма-Ате; часть его творчества тоже посвящена военной тематике, в частности им были написаны такие сюжетные полотна, как «Возвращайтесь с Победой», «В госпитале», «Портрет снайпера Афанасьева».

Важно отметить, что, несмотря на отдельные попытки национальных художников не потерять своего лица и продолжить заложенные в предвоенные годы традиции, татарское изобразительное искусство пострадало в военный период весьма ощутимо. Не вернулись с поля боя уже сформировавшиеся мастера и молодежь, только начавшая свой путь в искусстве и потому полная творческих планов. В годы войны погибли на фронтах Н.К. Валиуллин, П.М. Байбарышев, Л.Н. Александров, А.Г. Силантьев, Ю.С. Зиновьев, В.И. Гурьев, Г.Я. Мусин и др. Для тех же, кому посчастливилось остаться в живых, военная тема надолго стала определяющей в творчестве. Среди них – Х.А. Якупов, М.У. Усманов, Л.А. Фаттахов, В.И. Куделькин. Лишь по прошествии некоторого времени они смогли обратиться к другим сюжетам.

В едином строю со всем народом приближали окончание войны композиторы. Они создавали произведения в основном на оборонные темы. Из 108 произведений, написанных в этот период, 72 являлись военно-патриотическими. Наибольшее развитие в начальный период войны получили песни, марши. Особенно любимы были населением песни «За Родину!», «На войну, товарищи» на музыку М.Музафарова; «Кровь за кровь!» Дж.Файзи; марш «Родина» для симфонического оркестра и Суворовский марш для духового оркестра С.Сайдашева; походный марш Дж.Файзи; «Ополченческий марш» В.Виноградова.

В годы войны композиторы обращались и к крупным музыкальным формам. В этот период были созданы оперы Н.Жиганова «Ильдар», «Туляк»; М.Музафарова – Зульхабира»; М.Юдина – «Фарида»; балеты Н.Жиганова «Фатых», «Зюгра». Дальнейшее развитие получила симфоническая музыка, представленная произведениями М.Музафарова, Н.Жиганова, З.Хабибуллина. Кроме того, татарская музыка ознаменовалась появлением нового жанра – музыкальной комедии. Композитор Джаудат Файзи создал два произведения: «Башмачки» по либретто Т.Гиззата и «Чайки» по либретто А.Файзи.

Многие композиторы сражались в рядах действующей армии. С оружием в руках боролись против фашистов Х.Абдульменов, Х.Валиуллин, М.Латыпов, И.Шамсутдинов. Были и безвозвратные потери. Молодой, талантливый композитор, автор первого татарского балета «Шурале», ставшего одним из репертуарных балетов не только в Татарстане, но и во многих странах мира, Фарид Яруллин героически погиб осенью 1943 г. при выполнении боевого задания.

Поддержанию высокого морального духа населения способствовали своей работой театральные коллективы. С началом войны в их репертуаре появились новые патриотические произведения: «Парень из нашего города» К.Симонова о борьбе в республиканской Испании, «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьева о событиях Отечественной войны 1812 г. С созданием пьес на тему Великой Отечественной зрителям были показаны «Фронт» А.Корнейчука, «Марьям» Н.Исанбета, «Минникамал» М.Амира.

Патриотическая тема стала преобладающей в Театре оперы и балета. В военные годы были поставлены оперы Н.Жиганова, М.Юдина, музыкальные комедии Дж.Файзи. Одним из самых значимых событий в истории театра стала премьера 12 марта 1945 г. первого татарского балета «Шурале» Ф.Яруллина, готовившегося к постановке ещё перед войной. Первый национальный балет до сих пор является лучшим произведением этого жанра в татарской музыке.

Большое место в работе казанских театров занимала концертная деятельность, которая проходила в колхозах, в госпиталях, на передовой. На фронт выезжали 18 творческих бригад работников искусства Татарстана, всего они провели около 2000 концертов и дали почти 70 спектаклей.

Таким образом, жители Татарстана с честью и достоинством вынесли испытания военного лихолетья и внесли существенный вклад в общее дело разгрома фашизма. Тысячи уроженцев республики отдали свои жизни за мир на земле. Их имена навсегда останутся в памяти поколений. Величайшую самоотверженность проявили труженики тыла. В то время как фронтовики громили неприятеля на полях сражений, их родные и близкие, испытывая огромные трудности и лишения, дни и ночи напролет работали на создание прочного экономического и культурного фундамента для достижения Победы.

Фото - https://archive74.ru Источник - http://татаровед.рф/

Подписывайтесь на наш телеграм канал
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar